Велосипед зимой: можно ли ездить?
Осенью велосипедисты традиционно заканчивают сезон и прячут своих железных коней до весны. Но остаются и те, кто и зимой продолжает крутить педали на улицах городов и даже за городом.
Наш сотрудник Николай добирается на работу на велосипеде круглогодично, и с удовольствием поделился советами, как ездить на велосипеде по снегу и уверенно чувствовать себя в седле в любую погоду.
![]() |
![]() |
Подготовка велосипеда
Прежде всего, стоит позаботится о подготовке к зиме самого велосипеда:
- проверить и провести техническое обслуживание всех узлов и механизмов;
- при необходимости заменить шины на шипованные. Хотя это нужно не всегда, зависит от того, на каких покрышках вы ездите летом и осенью, и по каким маршрутам будете кататься зимой. Однозначно можно сказать, что резина не должна быть «лысой». Кстати, на льду велосипед более устойчив, чем пешеход, ведь в отличии от шагающего человека, он всегда имеет две точки опоры;
- обязательно оснастить велосипед фонарями и светоотражателями, если вы не сделали это раньше. Кстати, такое требование написано в ПДД, и эти приборы нужны далеко не только для зимы. Светоотражательные элементы лучше разместить также на одежде и рюкзаке;
- установить крылья, чтобы грязь из-под колес не летела вам в спину.
![]() |
![]() |
Зимой велосипед требует более внимательного ухода. Желательно ежедневно очищать велосипед от грязи и как можно чаще смазывать цепь.
Нужно позаботится о хранении велосипеда между велопрогулками: сушить его после поездки следует в теплом помещении, а оставляя его на улице на относительно долгое время, лучше накрывать чехлом, защищающим от осадков.
Одежда велосипедиста
Езда на велосипеде зимой часто сопряжена с большими нагрузками, чем в другое время года. При этом условия на дорогах часто бывают довольно экстремальными: холод, ветер, сырость, снег (часто мокрый снег или метель), сугробы и лед под ними, грязь, песок и соль под колесами.
В зимней одежде ехать жарко, ездок потеет, а стоит остановится ненадолго, тут же возрастает шанс поймать простуду. Поэтому одеваться для зимних поездок нужно продуманно. Тут, также как и для других видов активной деятельности на зимнем свежем воздухе, работает принцип слоев.
1-й слой (нижний): влагоотводящее термобелье для высокой и средней активности из синтетических материалов (полиэстер, полипропилен, термолайт). Если предпочитаете видеть в составе шерсть, она должна быть мериносовой. Желательно брать с антибактериальной обработкой.
2-й слой (средний). Идеальный вариант — флисовая кофта. Слой должен быть достаточно тонким, чтобы избежать перегрева при активном педалировании.
3-й слой (верхний). Куртка из мембранной ткани, защищающая от осадков и при этом дышащая. Хорошо, если в куртке имеются клапаны для дополнительной вентиляции в области подмышек.
- Брюки собирают больше всего грязи, поэтому они должны быть пошиты из такого материала, который легко очищается при помощи щетки или губки, и при этом не промокать. Отлично подойдут брюки из софтшелла. В морозы брюки нужно надевать утепленные — колени, и без того подвергающиеся сильным нагрузкам, скажут вам спасибо.
- Обувь также нужна влагостойкая, дышащая и легко очищающаяся от грязи. Для зимних велопрогулок вряд ли подойдут тяжелые кожаные берцы и, тем более, сапоги. Лучшая обувь для поездок зимой — мембранная. Её, как и одежду, нужно периодически обрабатывать влаго- и грязезащитной пропиткой.
- В зависимости от окружающей температуры и дальности поездки под обувь надеваются либо шерстяные носки, либо флисовые, а если зима не сурова и поездка короткая, подойдут хорошо отводящие влагу носки с тканью Coolmax.
- Если вы ездите на работу, следует учитывать возможность переобуться и переодеться после поездки и подбирать одежду с учетом этого.
- В Правилах дорожного движения не прописано обязательное ношение велошлема, но имейте в виду, что зимой вероятность падения, и соответственно травм головы, увеличивается. Каждый велосипедист сам решает этот вопрос для себя. В любом случае на голову под шлем или без него обязательно нужно надевать флисовую шапку или балаклаву. Во время снегопада, мокрого дождя или метели очень хорошо спасает утепленная кепка с козырьком.
- Шея также должна быть закрыта флисовым баффом или арафаткой.
- Самой чувствительной к холоду частью тела велосипедиста являются кисти рук. Их нужно защищать перчатками или рукавицами с флисовым утеплителем. Удобно, когда в перчатках предусмотрена возможность открывать пальцы, не снимая самой перчатки. Помимо них, можно приобрести специальные теплые муфты на руль.
![]() |
![]() |
Снаряжение велосипедиста
- Как говорилось выше, зимой ездок потеет больше, а значит нужно чаще пополнять водный баланс организма. Пить холодную воду зимой — верный способ заболеть, поэтому берите собой теплые напитки в термосе. Отличный вариант такого термоса — «сититерм» с поилкой, который легко открыть даже одной рукой, и из которого можно пить во время движения, не боясь обжечься или облиться.
- Если ваш зимний веломаршрут пролегает даже невдалеке от цивилизации, никогда нельзя забывать о непредсказуемости погодных условий зимой. Положите в вашу велосумку или рюкзак аптечку со спасательным одеялом, самонагревающиеся грелки для тела, пауэрбанк, небольшую газовую горелку с всесезонным баллоном, металлическую кружку и небольшой запас еды — в экстренной ситуации это поможет спасти вам жизнь.
![]() |
![]() |
***
В целом, несмотря на непривычные, иногда экстремальные условия, при соблюдении вышеописанных рекомендаций велосипедные поездки зимой приносят не меньше, а может дальше и больше удовольствия, чем в любое другое время года.








